«Мальчики-инженеры» и «девочки-домохозяйки»: гендерные роли в позднесоветской России

Научная статья
«Мальчики-инженеры» и «девочки-домохозяйки»: гендерные роли в позднесоветской России
Сегодня вопрос гендерного равенства стоит не так остро, как еще несколько десятилетий назад, но противоречивый взгляд на мужские и женские роли сохраняется по сей день. Возврат к традиционному содержанию гендерных ролей в СССР начался в середине 1950-х годов, но со своими особенностями, характерными для советского общества. Разумеется, этот поворот отразился на детских литературе и играх. Детские журналы были самыми популярными СМИ для детей. Они конструировали образ девочки-домохозяйки и мальчика, увлекающегося техническим творчеством. Стоит отметить, что гендерные идентичности советского времени до сих пор оказывают существенное влияние на наше поведение. Сегодня можно наблюдать преемственность этой традиции на примере игр и игрушек, детских мультфильмов, энциклопедий и журналов, разделенных по гендерному признаку.
Журналы в советский период были самым доступным и популярным для детей источником литературных произведений, познавательных статей, игр, материалов для творчества и развития. В период с сер.1950 — 1980 гг. выпускались такие журналы для детей как «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Костер» и др. Журнал для школьников «Юный техник» входил в особую группу изданий, направленных на развитие детского технического творчества, и имел большую популярность у советских мальчиков. Оформление подписок на журналы, получение их каждый месяц и чтение было немаловажной частью советской детской повседневности. Взрослые и дети получали свои журналы или газеты, читали и сохраняли из них вырезки и рубрики, обычно скрепляя их в подборку по определенной тематике, будь то рубрики по домоводству, ремонту и строительству или садоводству и прочему, а дети непременно вырезали бумажные игрушки или играли в настольные игры из журналов.
Если говорить о гендерной политике, то к концу 1950-х годов активная трудовая мобилизация женщин завершилась, и внимание государства переключилось на уровень рождаемости, который в эти годы внушал тревогу. Теперь репродукция стала рассматриваться как главный долг женщины, более важный, чем работа и общественная деятельность. В этот период, а также далее и в постсоветское время, женщина постоянно испытывала ролевой конфликт, балансируя между бытом, детьми и работой. Кроме того, такие внешние факторы как западный кинематограф, международные выставки, иностранные журналы оказали влияние на представление в советском обществе о том, как должна выглядеть привлекательная женщина, что несомненно требовало усилий в условиях дефицита и ограниченного времени. Что же касается мужчин, то 1970 — 1980-е гг. можно обозначить как кризис «маскулинности». Этот кризис характеризовался ранней смертностью мужчин, плохой их адаптивностью к жизненным трудностям, высоким уровнем заболеваемости и массовостью вредных привычек и, конечно, алкоголизма [2]. Все это наглядно демонстрируют карикатуры из журнала «Крокодил».
К вышесказанному стоит еще добавить, что в период Оттепели активно расселялись коммунальные квартиры, и молодые семьи получали отдельное жилье. Это дало новые возможности для обустройства личной жизни. Семья с этого момента стала автономной единицей, и повседневные интимные отношения, организация быта и воспитание детей меньше контролировались обществом и государством [4]. Благодаря этому у детей появилось личное пространство для учебы, творчества и игр. В коммунальных квартирах трудно было создать для ребенка «детский уголок» и вещи, как правило, хранились в коробке, буфете, серванте или секретере. В конце 1950-х годов в детских журналах появились рубрики по дизайну интерьера, советы по обустройству своего пространства в квартире и инструкции по созданию мебели и предметов домашнего быта.
1. Журнал «Пионер», №4 1961 г. | 2. Журнал «Пионер», №11 1963 г.
Период с сер.1950 — сер.1980 гг. характеризуется разнообразием жанров в детской литературе. К старым идеологическим и революционным темам добились новые, уделяющие большое внимание социальной и возрастной психологии. Основными темами журналов теперь стали космос, наука, культура и производство, а постоянными героями рассказов и рубрик — дети, пионеры, октябрята, тимуровцы, их досуг и учеба в школе, дома, детском лагере.

Тема войны и оружия оставалась популярной вплоть до 1980-х гг. Если в прежние годы образцом мужественности был военный и герой войны, то в это время появился новый образ мужественности — летчик-космонавт. Воплощением в детских журналах этого образа был Юрий Гагарин — идеал мальчика, который был физически крепким, хорошо учился, любил физику, математику и технику. Космический полет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой (1963) хоть с меньшим ажиотажем, чем полет Гагарина, но также освещался в детских журналах. После этого события в иллюстрациях нередко мы можем встретить девочку — участницу космической экспедиции.
1. Обложки журналов | 2. Журнал «Мурзилка», 1986
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в школах и внешкольных учреждениях стала популярна творческая работа по созданию приборов, моделей и различных технических устройств. При поддержке детских изданий, в том числе газеты «Пионерская правда», журналов «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Знание — сила» и «Техника — молодежи», техническое творчество завоевало популярность у многих советских мальчиков. В изданиях были научные статьи по химии, физики, экономики. Также там рассказывалось о разных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и транспорте.
1. Журнал «Техника-Молодежи», 1963 | 2. Журнал «Юный Техник», 1981 | 3. Журнал «Моделист-конструктор», 1966
1. Журнал «Техника-Молодежи», 1963
2. Журнал «Юный Техник», 1981
3. Журнал «Моделист-конструктор», 1966
На страницах изданий мы встречаем указания по сборке различных масштабных моделей авиатехники, автомобильного и водного транспорта. Очевидно, что эти издания должны были не только способствовать прививанию интереса к техническим наукам и воспитанию научно-технических кадров, но и отражать успехи государства в сфере освоения космоса, развитии науки и техники и демонстрировать оптимистическое видение будущего, атмосферу готовности к обороне и большой стройке [3]. Общую тенденцию поддерживали и остальные журналы, в том числе для самых маленьких: выпускались бумажные модели техники для вырезания, а также настольные игры на тему космоса, туризма и геологии.
Поздний советский период характеризуется тем, что женские персонажи занимали второстепенные роли в иллюстрациях. Им приписывали традиционные женские роли, характерные для патриархального общества. Образы мальчиков демонстрировали более активную, насыщенную событиями жизнь, однако они были также стереотипны. В советских журналах деятельность мальчиков нередко сопряжена с технического рода занятиями. Девочки же изображались пассивными, тихими, заботливыми.

Для примера можно взять иллюстрацию Владимира Сутеева в журнале № 10 «Веселые картинки» за 1959 год. Мы видим, что мальчики на этой иллюстрации чем-то активно занимаются: строят, пускают кораблики, рисуют и даже читают газеты. Девочки же либо помогают мальчикам, либо наблюдают за ними. Некоторые убираются, поливают цветы, ухаживают за куклами и пр., то есть выполняют обслуживающие роли.
Сутеев Владимир Веселые картинки №10 1959 г.
Сутеев Владимир Веселые картинки №10 1959 г.
Говоря о журнале «Веселые картинки», который начал выпускаться в 1956 году, нельзя не вспомнить про героиню Дюймовочку. В «Клуб веселых человечков» она попала в 1959 году, до этого там была чисто мужская компания. На обложке шестого номера 1959 года появлась Дюймовочка и сразу в образе маленькой помощницы, которая зашивает штаны Чиполлино. На протяжении позднего советского периода образ Дюймовочки менялся, однако ее роль незаметного, второстепенного персонажа при этом всегда сохранялась. Ее основными занятиями были шитье, готовка, помощь участникам «Клуба веселых человечков» или наблюдение за другими.
1. Журнал «Веселые картинки», 1959 | 2. Журнал «Веселые картинки», 1960
Этот период отличает от предыдущих иллюстрации семьи и присутствие бабушек и дедушек, что символизирует налаживающуюся связь между поколениями, которая была разрушена в первые десятилетия после Революции. В поздний советский период матерей часто изображали в фартуке, при этом ее одежда была скорее не домашняя, а выходная или рабочая, что говорит о том, что, скорее всего, она пришла в обеденный перерыв или вечером после работы и готовит для всей семьи. Одной из нормативных моделей выступал культовый образ мужчины предшествующего поколения — участник индустриализации страны и Великой Отечественной войны [1]. В поздний же советский период образ отца кардинально менялся и утрачивал классические атрибуты мужественности: элегантно одетый он предстает на иллюстрациях в расслабленной позе, модельная стрижка вызывает ассоциацию с научно-технической революцией. На иллюстрациях отец обычно стоит вдали от всей семьи.
1. Журнал «Мурзилка», 1981 г | 2. Журнал «Мурзилка», 1983
Актуализация образа женщины-матери и «хранительницы домашнего очага» в советском обществе период сер.1950 — сер.1980 гг., несомненно, отразилась на играх и детском творчестве. На страницах детских журналов этого периода мы часто встречаем вырезных бумажных кукол и одежду для них, которые стали очень популярными у советских девочек.
Особенно интересно, что среди вырезных кукол позднего советского периода встречаются бумажные куклы-мальчики с набором форм разных войск и профессий, а также «куклы-трансформеры» с гендерно-нейтральной внешностью, которые посредством гардероба могут оказываться как мальчиком, так и девочкой. Имена кукол-трансформеров обычно гендерно нейтральные — они могут принадлежать как мальчику, так и девочке [7]. Например, в описании куклы «Наряды для Сашеньки» говорится: «Сашеньке всего пять лет, тем не менее он (или она? Это уж вы решите сами) очень любит наряжаться». Или подобные бумажные куклы-трансформеры мы можем встретить для демонстрации костюмов разных социалистических республик (очень популярная тема этого периода), например, костюмов народов Средней Азии: как женских, так и мужских.
1. «Наряды для Сашеньки». Куколка-трансформер. Журнал Работница, 1985 | 2. Национальные костюмы народов Средней Азии. Журнал Работница, 1985 | 3. «Юра и Юля едут на дачу». Куколка-трансформер. Журнал Работница, 1978
1. «Наряды для Сашеньки». Куколка-трансформер. Журнал Работница, 1985
2. Национальные костюмы народов Средней Азии. Журнал Работница, 1985
3. «Юра и Юля едут на дачу». Куколка-трансформер. Журнал Работница, 1978
В журналах этого периода публиковали также выкройки одежды, мягких игрушек, рецепты, модные и практические советы по домоводству. Появились специальные рубрики, например, в журнале «Пионер» — «Храбрые портняжки», «100 советов для Золушки», «Домовенок и компания», «Академия домашних волшебников». В журнале «Костер» рубрика по домоводству называется «Советы Маши искусницы», а в журнале для дошкольников «Мурзилка» — «Советы Мурзилки». Все эти рубрики бережно собирались мамами и девочками в одну подшивку и использовались годами. Сегодня на многих женских форумах, посвященных дому, материнству и рукоделию, пользовательницы ностальгируют и обмениваются подобными вырезками из советских журналов.
1. Выкройки из журнала Пионер | 2. Рубрика для рукоделия из журнала Костер | 3. Рецепт из журнала Мурзилка
1. Выкройки из журнала Пионер
2. Рубрика для рукоделия из журнала Костер
3. Рецепт из журнала Мурзилка
Практическим результатом вышеизложенных наблюдений стала выставка «Гендер/ножницы/бумага» в ее постоянном размещении в музее «Войти и разрешить» и в передвижном виде, которая демонстрировалась не только в московских школах, библиотеках и галереях, но и в других городах. Выставка демонстрирует поэтапную эволюцию гендерной политики на примере иллюстраций и бумажных игр в детских журналов советского периода. Также бумажные игры из журналов послужили материалом для серии мастер-классов для детей, которые продемонстрировали равный интерес к техническому творчеству со стороны мальчиков и девочек. Однако вырезные куклы интересны были по большей части девочкам, но еще более их мамам.
Проанализировав иллюстрации в детских советских журналах, можно сделать вывод, что начиная с сер. 1950-х годов происходит возврат к традиционному понимаю гендерных ролей, когда мальчики — активные творцы и строители, а у девочек второстепенные роли, включающие обслуживание, уход и заботу. Игры и рубрики для творчества в журналах также были разделены на те, что предназначены для девочек и призваны формировать женственность и навыки домохозяйки, и те, что для мальчиков, стимулирующие интерес к науке и технике.
Список литературы
  1. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие [текст] / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — 768 с.
  2. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. — 496 с.
  3. Кукулин И. Периодика для ИТР: советские научно-популярные журналы и моделирование интересов позднесоветской научно-технической интеллигенции [текст] / И. Кукулин// Новое литературное обозрение. 2017. № 145. С. 61−85.
  4. Лебина Н. Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 1950−1960-х годов) // Теория моды: одежда, тело, культура. 2007. Вып. 3. С. 325−348.
  5. Пушкарева Н. Л. Гендерная система в России 20 века и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. Вып. 117. 2012. С. 8−24.
  6. Рудлова Л. Девочки, красота и женственность. Постсоветские «потребительские сказки»: по материалам современной литературы для девочек-подростков // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2012. Вып. 23. С. 10−39.
  7. Сазоненко М. А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920−1980 годы) // Художественная культура. 2020. № 1. С. 393−412.
Made on
Tilda